Sonic Adventure 2 по праву считается одной из лучших игр о приключениях синего ежа. Взяв всё лучшее, что было в первой Sonic Adventure, разработчики довели до ума все идеи и отшлифовали игровой процесс (чего, увы, очень не хватало в последующих играх). Свой вклад в невероятную популярность игры внесли также колоритные персонажи и сюжет.
Кое-чем, правда, разработчики пожертвовали. Например, поля приключений, где можно было свободно ходить, искать предметы и персонажей и решать головоломки, сочли слишком отвлекающими от основного процесса игры. Поэтому сами поля убрали, а предметы и головоломки поместили на обычные уровни. Также количество вариантов геймплея было сокращено с шести до трёх. В результате игра стала практически линейной. Впрочем, большинству игроков это как раз понравилось.
Как и в первой SA прохождение основного режима игры состоит из трёх историй. Каждая из них — последовательность уровней, разбавленная сценками на движке (и несколькими CGI-роликами). Первые две истории — Героическая и Тёмная доступны сразу.
В Героической истории игровыми персонажами являются Соник, Наклз и Тейлз. Соник, как ему и положено, пробегает по уровням с огромной скоростью, попутно собирая кольца и бонусы и уничтожая врагов. После нахождения специальных кроссовок ему становится доступен Light Dash – приём перемещающий вдоль цепочек колец практически мгновенно. В первой части он требовал времени на подзарядку, а теперь его можно использовать не снижая скорости. Помимо кроссовок есть и другие предметы, которые необходимо взять, чтобы пройти очередной уровень.
При игре за Тейлза геймплей такой же как за Гамму в первом SA. Тейлз сидит в своём Торнадо-шагоходе и расстреливает врагов из пулемёта или ракетами. Если поймать в прицел и «захватить» несколько целей (для этого надо зажать кнопку выстрела), то ракеты поразят их все одновременно, давая бонусные очки. В отличие от Соника, которого от смерти спасают только кольца, у шагохода Тейлза есть запас прочности (правда кольца всё равно стоит собирать — они восстанавливают повреждения). На некоторых уровнях есть предметы, дающие шагоходу различные апгрейды — реактивный двигатель, снаряды, разрушающие стальные контейнеры, и так далее.
А вот на уровнях для Наклза надо не достичь финиша, а собрать три осколка Мастер-изумруда (или три других предмета). Сам Наклз при этом может карабкаться по стенам и планировать (этакий Бэтмэн и Россомаха в одном флаконе). Врагов, если надо, он бьёт кулаками, сбивает в полёте или напрыгивает на них как Соник. Для него так же есть дополнительные предметы, которые позволяют ему копать и разбивать стальные контейнеры. В отличие от предыдущей игры предметы на уровне при каждом перезапуске прячутся в разных местах. Зато помимо индикатора близости, положение предмета помогают определить ещё и подсказки.
Прохождение Тёмной истории, в смысле геймплея, ничем не отличается от геройского. Доктор Эггмэн, как и Тейлз, сидит в своём шагоходе и расстреливает врагов на расстоянии. Ёж Шэдоу — результат проекта по созданию совершенной формы жизни, закрытого 50 лет назад при странных обстоятельствах — это тот же Соник со всеми его способностями. А летучая мышь Руж, как и Наклз — охотница за сокровищами и отличается от него лишь крыльями и сиск ушками.
Сюжет у историй общий, однако показан как бы с разных сторон. Так например на аренах где один из героических персонажей дерётся со своей «тёмной стороной» схватка должна окончиться победой игрока и история будет развиваться соответствующим образом. Впрочем, принципиальных различий у сюжета нет и обе истории оканчиваются тем, что Эггмэн получает все семь Изумрудов. И тогда открывается третья — финальная история. Именно в ней раскрывается сюжет игры и происходит финальная битва с участием Супер Соника.
Все уровни, пройденные в режиме истории, становятся доступны в мультиплеере. Два игрока на либо просто дерутся друг с другом, либо наперегонки бегут к финишу или собирают предметы. В одиночку тоже есть чем заняться — на всех пройденных уровнях можно пройти дополнительные миссии (собрать 100 колец, найти спрятанного Чао, пройти с ограничением времени и пройти усложнённый вариант уровня). При этом в зависимости от количества очков игрок получает оценку от A, B, C, D или E. Пройти все миссии на всех уровнях с рангом A (именно при таком условии открывается весь бонусный контент) крайне не просто.
И наконец нельзя не упомянуть о Чао-саде. Доступ в эту локацию с виртуальными питомцами-чао можно получить либо найдя на уровне специальный ключ, либо прямо на карте в режиме достижений. Специально для Чао-сада на уровнях можно собирать маленьких зверушек и хаос-кристаллы, которые остаются после уничтожения врагов. Если давать чао кристаллы, у них возрастут параметры, а если давать зверушек — чао будут менять внешний вид. Чтобы чао развивались лучше и быстрее их надо кормить, гладить, носить на руках и отправлять на участие в гонках и других состязаниях.
Из недостатков игры главным является недостаточно отлаженная камера (хотя она конечно лучше чем в первой игре). Также многим игрокам не понравилось малое количество уровней за Соника и Шэдоу — ведь именно их геймплей является визитной карточкой серии.