Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 68

98

Обзор Stellaris

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Stellaris – пожалуй самая навороченная космическая 4Х-стратегия. Даже несмотря на то, что геймплей там «в реальном времени», всё равно играешь как будто в пошаговую — от одного важного события, к другому. А в мультиплеере, так и вообще надо договариваться, когда ставить игру на паузу — ведь иначе просто каждый то и дело будет нажимать. И зачем сделали такой свободный доступ?

Впрочем, лучше расскажу о геймплее по порядку. Игрокам в любом режиме будет чем заняться.

Встречать новые формы жизни и цивилизации…

Исследование в Stellaris занимает большую часть времени, особенно на первых порах. Ваши научные корабли должны обследовать множество систем чтобы найти подходящие для колонизации планеты. А в дополнение к этому исследовать аномалии. И ещё вести археологические раскопки. Археология — это вообще мини-игра получается, со накоплением улик и знаний, случайными прорывами и отдельным вознаграждением, нередко в виде артефакта.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Первый контакт тоже требует исследований. Как иначе вы будете вести дипломатические переговоры, если не знаете языка? Потом, конечно, вы можете узнать диалекты новых рас через уже знакомых, но на первых порах по нескольку месяцев может уйти только на то чтобы узнать, кто вам повстречался.

И конечно же не забываем про исследование новых технологий. Причём трёх одновременно — одной из области физики, другой из инженерной области и третьей, связанной с биологией и социумом. Правда выбор, что именно из соответствующей области изучать, вам приходится делать из списка, который генерируется случайным образом. Что называется «почувствуй себя исследователем непознанного». Кому-то ощущения понравятся, а кого-то будет раздражать невозможность спланировать развития науки заранее.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Ещё один нюанс состоит в том, что каждое исследование возглавляет конкретный «научный лидер». Конечно, обследование новых систем и технологический прогресс могут продвигаться и безликими командами, остающимися за кадром, но с опытным главой исследования идут гораздо быстрее. А аномалии вообще нельзя изучить без присутствия «гениального учёного».

Возня с «лидерами научного сообщества» — это палка о двух концах. С одной стороны приятно, когда ваши подопечные повышают уровень и получают дополнительные пассивки. Правильно распределив задания можно неплохо ускорить прогресс исследований. Однако если в неподходящий момент глава команды умрёт от старости (или его корабль собьют) проект встанет или как минимум замедлится. Даже если назначите замену — ведь это будет новичок, которому ещё расти до эффективности предшественника.

Основание Империи

Исследовав все системы в радиусе пары гипер-прыжков от вашего мира вы обычно уже натыкаетесь на планету, подходящую для колонизации. Правда превратить её в новый дом получится далеко не сразу — пока построите колонизационный корабль, пока долетите, пока создадите вокруг места посадки инфраструктуру. Впрочем, торопиться некуда — подходящие планеты достаточно редки. По крайней мере пока вы не улучшите приспособляемость вашей расы, либо не включите в свою Империю другие разумные виды.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Также ограничителем экспансии будет «Административная эффективность» — жёстко заданный лимит, который можно увеличить лишь несколькими технологиями, да ещё парой артефактов. Если количество планет его превысит — ждите издержек в добыче минералов и торговле, замедление научного прогресса и так далее. Поначалу падение эффективности может быть небольшим, но чем дальше, тем менее выгодно будет создание новой колонии.

Хотя можно расширяться и без колоний. Просто строите на орбите звезды станцию, которая требует гораздо меньше «Административной эффективности» и она уже будет контролировать орбитальную добычу и исследования. Но тут уже становится вопрос — насколько выгодно вкладываться в станции, ведь планета чаще может поставить гораздо больше материалов и технологического вклада. Плюс на станции тоже есть лимит…

Экстерминация

Стратегически, войны в Stellaris мало чем отличаются от таковых в других стратегиях от Paradox. Вы объявляете войну, указав цели, которых хотите добиться и посылаете войска в бой. Чем больше ваш противник несёт потерь, тем скорее он согласится подписать капитуляцию, передав вам всё, чего вы хотите. Ну, а если средства и войска кончатся у вас, то уже вашей стороне придётся просить о мире на унизительных условиях.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

А вот с тактикой сражений — они происходят внутри звёздных систем — не всё так просто. Есть различные типы кораблей с различными видами оружия и защиты. Отдельными кораблями командовать нельзя, вы всегда отдаёте приказы целой флотилии — атаковать, перемещаться, сменить формацию, отправиться к планете, чтобы высадить десант или начать орбитальную бомбардировку…

Впрочем, в битвах может участвовать несколько флотилий, в каждую из которых можно набрать по желанию любые из построенных кораблей. Более того, к флотилии можно приписать адмирала и, в зависимости от его характеристик, он улучшит показатели войск. А планетарные войска возглавляют уже генералы — другой класс «лидеров».

Жаль только, что собственно тактические манёвры мало на что влияют. Победят ли ваши войска или проиграют, зависит только от боевой мощи. Впрочем, даже особых приказов-то и нет, только кнопка «экстренное отступление», позволяющая уйти в гиперпрыжок сохранив часть кораблей, но на время прерывающая всякую связь с прыгнувшим флотом.

Хотя лично меня больше всего раздосадовало то, что планеты не крутятся вокруг звёзд, а стоят на месте. Ведь дело не только в реализме — можно было бы подгадывать время для атак, когда вражеская колония находится ближе всего к вам. Может даже и хорошо, что маневрирование в системах не так важно — так данный прокол тоже перестаёт быть существенным.

Бюрократы по галактике

Экономическая система в игре не такая уж и навороченная. Просто есть несколько видов ресурсов — основная валюта, называющаяся «энергокредиты», пища и минералы, которые можно добывать на планетах и станциях. Сплавы (нужны для строительства кораблей и звёздных баз), товары (этакие усреднённые продукты потребления, необходимые населению) и всякие нематериальные ресурсы вроде очков науки или благ (необходимо для поднятия настроения у населения) требуют для производства добытые минералы.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Если чего-то не хватает, всегда есть рынок межзвёздной торговли. Правда помните, что покупая слишком много вы вызываете повышение цен. И ещё, чтобы торговать с другими расами, требуется соответствующая технология.

А вообще, основные экономические проблемы у вас будут из-за превышения всяких лимитов. Уже упомянутая административная эффективность, лимит на базы, лимит на флот, «связанность» империи (которая уменьшается если ваши базы слишком далеко друг от друга)… С созданием каждой новой колонии, каждой базы, каждого корабля превышающего лимит, на доходы будет налагаться всё больший штраф.

И ещё не забудьте о губернаторах. Они тоже принадлежать к типам лидеров и могут повышать эффективность целого сектора. До тех пор пока не умрут или не решат уйти в отставку.

Империя законов

А вот где Stellaris по-настоящему развернулась — это менеджмент планет. На каждой имеется по нескольку зон, и каждую зону можно обустроить как район одного из четырёх типов — добывающий минералы, производящий энергию, выращивающий еду и городской, где живёт население работающее в первых трёх.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

В дополнение к районам вы можете строить и особые здания. Свободные «слоты» для них появляются с ростом населения.

Само население представлено, как в Civilization, отдельными единицами-поселениями. Каждое «поселение» — это условный миллион жителей, так что количество поселений увеличивается не быстро. Однако когда речь заходит о характеристиках и атрибутах, то они считаются все вместе для одного поселения. Что за атрибуты? Самые разные: раса, социальный класс, место работы, уровень счастья, и т.д. Все эти характеристики взаимосвязаны — недовольные рабочие работают менее эффективно, безработные поселения вообще уходят в криминал, а между поселениями разных видов нередко возникают разногласия ухудшающие обстановку на планете.

Для того чтобы решить все эти проблемы надо строить здания и районы, которые будут удовлетворять нужды населения. А также издавать полезные законы, которые могут распространяться на отдельную планету, целый сектор или всю вашу Империю. Можно объявить представителей какой-нибудь расы не-гражданами или, наоборот, предложить им государственную поддержку. Ввести контроль рождаемости, ограничить или субсидировать торговлю. Есть даже эдикты, касающиеся миграции и образования!

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Само правительство у вас тоже может быть нескольких типов и с разными характеристиками. Демократическая держава будет независимо от вас выбирать нового лидера, а в авторитарной Империи можно самому назначать наследника. Если ваша космо-цивилизация богата духовно, у вас быстрее развиваются традиции-бонусы (это как общественные институты в Civilization), а материалисты более экономно содержат здания. Воинственные и фанатичные расы могут объявлять войну идеологическим врагам. А ксенофобам легче протолкнуть идею работорговли.

Здесь полно… ВСЕГО

Разумеется, я лишь царапнул поверхность. Те же конфликты между поселениями населения можно уладить, если подтолкнуть «чужих» принять вашу веру и культурные ценности. А можно не тратиться на это дело и просто устроить расовую чистку. Или вообще сменить тип правительства в угоду тем, либо другим!

В галактике полно уникальных планет и систем. Где-то есть артефакты и руины особых строений, которые предоставляют особые рабочие места. Другие миры могут иметь необычную биосферу, влияющую на население постоянно или во время особых событий. А как вам «литоидные расы», которые потребляют минералы вместо обычной еды?

Особые события, кстати, происходят на всех планетах. А некоторые могут влиять на целые системы или даже всю галактику. От банальных вспышек сверхновых до чуть ли не «конца света», когда в вашу вселенную приходят ужасы из иного измерения! Я тут писал о «бесконечном разнообразии» Endless Space 2, но по сравнению со Stellaris все нюансы ES2 – это капля в море.

Однако, всё это разнообразие имеет свою цену. Во-первых, в Stellaris столько всего, что игра становиться просто сборником фантастических клише. В ней нет своего уникального стиля, как в Endless Space 2. Да и в «лоре» ES2 гораздо меньше противоречий и дыр.

Обзор Stellaris
Stellaris - Обзор StellarisОбзор Stellaris

Также имеются проблемы с балансом. Некоторые типы кораблей просто бесполезны. А разобраться в том, как влияют друг на друга законы и инфраструктура планет вам не поможет даже Искусственный Интеллект! Нет, серьёзно, старайтесь обходиться без автоматизации, потому что ИИ вам понастроит…

Ну и напоследок я не могу не упомянуть Парадоксальную политику в отношении DLC. Если вы купите только базовую игру, вам будет доступна лишь небольшая часть контента и игровых механик. Межпланетные корпорации, строительство «мегаструктур» вроде Сферы Дайсона, разрушители планет — для каждого надо покупать соответствующее дополнение! И ведь даже если вы купите сейчас всё со скидкой, потом наверняка выйдет что-то ещё и снова придётся тратиться…

Звезда за усилия!

Поздравляю! Вы почти дочитали мой обзор. Да, он получился весьма длинным и утомительным, но можете считать это проверкой. Ведь Stellaris – это игра только для тех, кто готов терпеливо и кропотливо изучать её различные нюансы. Только для тех, кто готов посвятить себя управлению множеством планет Галактической Империи (ведь автоматизация здесь работает из рук вон плохо).

Помните, в самом начале я говорил, что Stellaris можно считать пошаговой игрой? Так вот, это не совсем правда... Stellaris – это не игра, это жизнь! Целая жизнь в другой Вселенной, где каждая галактика наполнена разнообразными формами жизни, высокотехнологичными артефактами и неизвестными аномалиями. И если вы возьмётесь править одной из цивилизаций в этой галактике, готовьтесь потратить недели, месяцы, а может и годы реального времени, чтобы достичь цели по ту сторону экрана.

И ещё, я бы посоветовал присоединиться к сообществу фанатов игры. Даже не обязательно играть в мультиплеер — вам по крайней мере подскажут какие-то вещи.






Плюсы
Минусы

98
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

9 комментариев к «Обзор Stellaris»

    Загружается
Чат