С момента запуска Ведьмака я не видела некоторых своих коллег настолько помятыми и невыспавшимися. Оказалось, даже августовский мандраж игрового мира тут не при чем - вышел Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Очень многое я вынесла из игры. Позвольте представить вам краткий список:
Не твой жанр - не лезь
Если это одновременно не твой жанр, не твой сеттинг и не твоя платформа - просто забей
Даже если все очень хвалят и баннеры красивые в рекомендациях показывают
Ну и дура
Конечно, я не могу пропустить эту игру: в ней можно ползать. Каждый новый громкий проект... точнее, каждый новый громкий стелс-экшн... точнее каждый, в который я играла я ругаю за то, что там нельзя ползать. Вот в Проклятых Землях было можно и ползать и на корточках ходить, когда в врагу подкрадываешься, и мне всегда этого так не хватало. Снейк может.
Еще он может уносить людей на воздушном шаре, развивать свою базу, проникать в самое сердце лагеря противника, вырезать лагеря противника целиком и шевелить Плотву. А что? Лошадь есть, просторы есть - шевели себе. Я бы ввела новую номинацию для Golden joystick - "Плотва года", сделаем это доброй традицией. Собачку тоже нельзя обойти вниманием: маленький пушистый друг даже лучше безумных чародеек из сами-знаете-какой-истории.
Не буду вдаваться в печальные подробности переноса на персональные компьютеры (зато нам не пришлось ждать два года). Сохранения для слабаков, а геймпад вообще давно пора было подключить, тем более можно и мышью справиться, так что перейдем сразу к игре.
Самое удивительное в ней - пролог. Зрелищно, драматично и совершенно непонятно. Прекрасное музыкальное вступление задает тон, который тут же обрывается, редактор персонажа вырывают из рук, мы падаем на пол и ползем. Что действительно радует, так это возможность умереть прямо во время обучающей миссии, несколько раз и довольно мучительно. Нас держат в напряжении, периодически неожиданно вырывая управление, чтобы в трясущихся кадрах показать ужасы вокруг. Зачем мы таскаем с собой этого трусливого оператора и как он всё это пережил? Порой персонаж откровенно не слушается и творит заскриптованные глупости, я раздраженно шиплю "поучитесь у Valve подаче сюжета". И ведь всем стоит у них поучиться. Но пролог заканчивается, за ним и первая сюжетная миссия, где мы еще учимся искусство скрытности, и открывается большой и свободный мир. Настоящая песочница: то есть песок повсюду, пустовато и игрушки вроде пластмассовые, но весело же!
Смирившись с неизбежными игровыми условностями, стоит насладиться множеством геймдизайнерских задумок и тщательно спланированных игровых моментов. Не обошлось и без глупых заскриптованных сцен, но в основном MGS V готова к тому, что после получения ЦУ вы пойдете в другую сторону, убьете случайного прохожего и выполните миссию, пропустив десяток шагов. Или всё испортите. Всегда есть несколько вариантов прохождения, в том числе и внутри традиционной дихотомии "скрытно VS агрессивно". Пытать, оглушать, травить? Убивать или похищать? Десятки гаджетов и улучшений, которые предстоит собрать своими руками, к вашим услугам.
Игрушку в этой песочнице подберет себе каждый: дадут и из танка пострелять, и потрындеть, и тихо душить людей в уголке. И конечно можно много ползать! По пустыне, по джунглям, по трубам, по трупам, ползать и собирать записи, ползать и искать потайные проходы, ползать и убивать... Простите, понесло, это всё необязательно. Достаточно приседать.
Еще лично меня порадовала моя фермочка, которая гарнизон, котора база. Фермочки тоже предлагаю внести в список номинаций и не котировать игры без симулятора менеджмента. Дополнительные часы геймплея и возможность раскрасить свои серые будни тренировками. А этого мне не хватало еще со времен старых Tomb raider.
Собирателей взбодрят бесконечные коллекции, секретики и пасхолочки, сюжетные обрывки, разбросанные то тут, то там. Даже для меня, историю серии узнавшей в одном абзаце накануне прохождения, некоторые детали представляли немалый интерес.
Одно удовольствие смотреть, как сходятся случайные события в игре и ваши действия, как каждый открывает в игре что-то уникальное. Говорят, в игре есть фотография молодого Кодзимы. Говорят, можно найти запись с пуканьем и запустить ее, прячась в туалете.Говорят, волки могут съесть экипаж. Все время говорят. Люди не спят, не едят и не пьют, бросают своих супругов и теряются в пустынях и джунглях. Говорят, это лебединая песня Кодзимы. Говорят, Кодзима гений и вложил в игру душу. Говорят, Кодзима все испортил. Ясно одно - цепляет.
Я очнулась где-то посреди фантасмагории, балансирующей между военным триллером, психологической драмой, антинаучной фантастикой и комедией положений. Думала, это особенность аниме, но, видимо, свойство японской попукультуры. Коробки и летающие бараны выступают рядом с невинно убиенными детьми и летающими огненными мальчиками. Зачем? Почему? Сочетание несочетаемого, складно пригнанное друг к другу и безумно раздражающее. То, из-за чего я бросила смотреть аниме, меня нагнало в неожиданном месте.
Ощущение от игры в MGS V как от попытки съесть кубик рубика. Проверенная временем хорошая игрушка, но её точно надо так использовать? Меня охватывает беспокойное мозаичное чувство, не дающее выделить что-то одно, простыня, которой на всех не хватает. До восторга продуманные кусочки и неуклюжие игровые условности сменяют одна другую. Гипертрофированный эмоциональный накал и кинематографичный формат не дает втянуться в игру, прочувствовать все на себе. Да еще и сохраниться нельзя.
Думайте, смотрите, пробуйте. В конце концов, даже я осталась под впечатлением, хоть и несколько смешанным. Но лучше если вы поклонник жанра. Или сеттинга. Если же вы поклонник серии, то вряд ли вы меня сейчас читаете, наверное, перепроходите ещё.
Здесь есть чем заняться, есть на что посмотреть. Самое главное - есть истории, которые вы хотите рассказать другим людям.