Ещё десять лет назад основной составляющей подавляющего большинства игр было действие, или графика, но никак не сюжет. Во второй половине девяностых шло переосмысление потребности сюжета в компьютерных играх, и сегодня мы поговорим о первопроходце, с именем которого связано не только совмещение игр и развитых сюжетных линий, но и один из шедевров игровой индустрии – игра Half-Life.
Марк Лейдлоу — писатель и сценарист Half-Life
Гордон Фриман — главный персонаж Half-Life. Сходство очевидно :)
Уже в 18 лет Марк начал писать научно-фантастические рассказы для журналов (в числе которых — "Omni"). В те же годы он поступает в аригонский университет, где имеет шанс обнаружиться его скрытая, и неведомая ему самому мечта — разработка компьютерных игр. Однако после первого же неудачного опыта программирования на перфокартах, на компьютере величиной "с дом" юноша ещё на несколько лет отдаляется от компьютеров и начинает писать серьезные романы.
Пиком писательской карьеры Марка Лейдлоу можно считать роман "The 37th Mandala" (1996), о котором Стивен Кинг отозвался так: "Неподдельно страшный роман! "The 37th Mandala" один из лучших представителей жанра данного направления, прочтенных мной за последние годы".
Уже в 1984 году Марк продает свой первый сатирический научно-фантастический роман "Dad's Nuke", опубликованный в 1985 году. Впереди ещё одиннадцать лет писательской карьеры, но любовь к играм дает о себе знать, и писатель, работающий помощником юриста в Сан-франциско, проводит вечер за вечером за игрой на игровых автоматах, популярность которых в то время достигает своего пика. Однако, наш герой очень быстро насыщается примитивными играми, да и просто выходит из возраста, когда человеку нравятся подобные увлечения. Несколько лет спустя в маленькой квартирке Лейдлоу появляется Макинтош, однако Лейдлоу еще не видит в компьютере больше толка, чем в печатной машинке, на которой в те годы печатается ещё один, теперь уже фэнтезийный роман — "Neon Lotus".
Изменение мнения
Казалось, любовь к играм — лишь мимолетное увлечение, фикция, но однажды у своих Нью-Йоркских друзей Марк знакомится с игрой "Myst". "Эта игра нокаутировала меня, и полностью перевернула мое представление об играх!", скажет позже Лейдлоу в одном из интервью. Эти слова нельзя считать преувеличенным восторгом, потому что именно с этого момента жизнь Марка Лейдлоу принимает совершенно другой оборот.
Лейдлоу незамедлительно направляется к своему агенту с просьбой подыскать работу, связанную с играми, и конечным результатом поиска стал рассказ по японской игре "Gadget", который Марк пишет в Токио, среди (как он их сам называет) талантливейших сюрреалистов.
Создание рассказа по игре — очень значимое явление в жизни Лейдлоу. Знакомство с игровой индустрией для начинающего автора было одновременно увлекательным, но и тернистым одновременно. Дело в том, что на тот момент понятия "писатель" и "компьютерная игра" были совершенно несовместимыми, а нашему герою пришлось практически самостоятельно их объединять.
По возвращении в Сан-франциско, Марк покупает свой собственный компьютер (Pentium 60 с цветным монитором), с целью завершить прохождение "Myst". Марк понимает, что для писательской карьеры необходимы новые впечатления, жизненные познания, которые нельзя получить, работая по десять часов в день помощником юриста. Поэтому, он начинает писать игровые обзоры для разных журналов, в числе которых был знаменитый
Карьера Лейдлоу как автора обзоров в "Wired" началась с небольшого курьеза. Шел 1994 год, и его друг, Чарли Кулас, написал электронное письмо, в котором попросил Марка Лейдлоу взять интервью у своего брата, Майка, разработчика "Descent". В письме Чарли написал такую строчку: "Движок Descent 3D - лучший из лучших!". Лейдлоу решил, что движок этот третий по счету (третий - third - 3d), чему сильно удивился, и захотел посмотреть на первые два.
Несмотря на очевидные пробелы в терминологии игр, интервью получилось весьма удачным, и журнал "Wired" делает Марка штатным журналистом. Первой рабочей командировкой Лейдлоу стало посещение офиса
Дизайнер уровней
Дело в том, что в офисе
Написав "The Egos at Id", Лейдлоу получает предложение от Майка Вилсона написать об истории
Лейдлоу и
"
Изначально в
По мнению Марка, игры в обязательном порядке должны обладать продуманным сюжетом, индивидуальными персонажами, и глубокой атмосферой. (Что касается игр от
Как представляется, именно сложные сюжетные линии и привлекли внимание писателя к играм, а первопричиной этой заинтересованности стал уже упоминавшийся "Myst", с его сюжетом, сложными загадками и неповторимой атмосферой, при этом, с полным отсутствием экшена.
Не стоит забывать и об ограничениях игрового движка (на которые Марк никогда не жаловался), и о противоборстве сюжета и экшена, из-за которого удалялось много интересных моментов. Например, была мысль сделать всех сотрудников "Black Mesa" клонами, выращенными в пробирках. Уход на пенсию у них должен был быть скоротечным — их растворяли в кислоте.
Нельзя не отметить глубину проработки сюжета "Half-Life". Игра интригует, а каждое сюжетное продолжение Half-Life, представляет для поклонников этого выдающегося шутера, все новые и новые загадки. Из готовых, но разрозненных контентных кусков, придуманных ещё до прихода Лейдлоу в
После выхода "Half-Life" и её бешеного успеха, Лейдлоу начинает разворачивать свою вселенную, по сути, придумывая новую. Творческим продолжением стала не вторая часть, а первое дополнение - "Half-Life: Opposing Force".
К сожалению, руководство
Заключение
Итак, кто же такой Марк Лейдлоу? Автор полдюжины научно-фантастических романов и сюжета "Half-Life". Однако, это только отчасти. Большей своей частью, это человек, ежедневно осуществляющий свои мечты. Более того, Лейдлоу сам создал все условия для их осуществления, путем воссоединения понятий "компьютерная игра" и "сюжет", не без помощи своего левелдизайнерского опыта, и, конечно же, творческого мышления и таланта.