Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. Похоже именно таким принципом руководствовались в PR-отделе, называя новую игру в жанре пошаговой тактики Jagged Alliance: Rage! (можно перевести как "Неровный Союз: Ярость!"). Подумаешь, предыдущие игры команды были для мобильных платформ! Имя известной франшизы привлечёт фанатов, и это главное — так?
Вот только реальная жизнь внесла свои коррективы. Результат получился не совсем таким, как ожидали пиарщики. Хотя имя игры от этого стало только более подходящим. Фанатов Jagged Alliance действительно привлекли. И вызвали их Ярость!
Jagged Alliance: Immortal
Впрочем, если на минуту забыть о принадлежности к культовой франшизе, сама игра представляет из себя неплохой пошаговый стелс. Не скажу прям, что очень навороченный — разрушаемости нет, враги почти не координируют действий и вообще часто тупят (впрочем, этому есть сюжетное объяснение).
Тем не менее у вас есть вполне приличный арсенал возможностей. Можно отвлекать врагов свистом или бросая предметы (хотя каждое подозрительное действие увеличивает настороженность охраны). К врагам можно подкрадываться за спину чтобы свернуть шею. Можно прятаться в высокой траве или ползти, чтобы меньше отсвечивать. У всех семи доступных наёмников есть особые способности, часть из которых помогает в скрытном проникновении.
Да, насчёт разрушаемости. Думаете, зачем она в стелсе? Вообще говоря, Rage! не стелс — помимо навыков и оружия для тихого устранения врагов в игре есть и тяжёлое вооружение, гранаты, а у некоторых наёмников навыки заточены именно под использование такого оружия. Другое дело, что первую четверть игры у вас под контролем только двое бойцов. Да и потом их количество увеличивается не быстро. А врагов на аванпостах — десятки, плюс если поднимается тревога активируются дополнительные проблемы на миссии. Так что никакой район с наскока не взять — как минимум пока не устраните большую часть охраны.
Другая проблема в том, что самые крутые способности наёмников (дополнительная атака без затраты очков действия, пробивающий броню выстрел и т. п.) используют «очки ярости». А их надо добывать именно в пылу боя — критические атаки, ранения, все вещи, которые заполняют шкалу адреналина происходят именно в таких ситуациях (кстати, пока вы не потратили «ярость», она повышает некоторые параметры бойца). Впрочем, это не критично — можно обойтись и базовыми навыками.
Остров диктатора Эллиота
После устранения всех врагов (в некоторых локациях помимо них есть также гражданские и ваши союзники) вы можете собрать с их тел и с их складов всё полезное. После чего отправиться на следующее задание. Только до него придётся добираться в «стратегическом режиме», где ваш отряд перемещается по карте острова. И там тоже надо действовать с умом — обходить (или атаковать) патрули и дополнительные цели. Возможно где-то стоит подождать наступление темноты (в игре есть смена дня и ночи), когда гораздо удобнее прокрадываться мимо охраны.
Здесь пожалуй стоит вспомнить о сюжете. Ведь начинается всё с того, что два выбранных в начале игры наёмника попадают на остров, где всем заправляет безумный диктатор Эллиот с его личной армией. Более того, местным промывают мозги при помощи наркотика под знакомым названием «блажь», делая их новыми рекрутами. Впрочем, процесс нестабилен, а производство блажи отравило практически всю питьевую воду на острове. Вероятно все, включая самого Эллиота получили определённую дозу — во всяком случае это объяснило бы их некоторые заскоки в поведении и диалогах.
Так что придётся выживать. Выполнять миссии для сопротивления, а также собирать оружие и припасы. И за состоянием самих наёмников следить — обезвоживание, инфекция, невыпеченные вовремя раны — всё это влияет на их боевые способности не в лучшую сторону. Заниматься ранениями (а также улучшать оружие) можно только на отдыхе, который требует времени. А с вражеских баз тем временем отправляются патрули…
И не стоит забывать, что у каждого из ваших наёмников есть ещё и свои личные проблемы. Кто-то страдает клаустрофобией от которой навыки на подземных уровнях падают, у кого-то зависимость (навыков) от алкоголя, третий может схватить инфаркт при зашкаливающем адреналине (да, я писал, что такое бывает редко, но тем легче забыть про такой нюанс и получить потерю здоровья прямо в горячке боя).
Когда всё идёт не по плану…
В общем, есть чем заняться на «стратегическом» уровне. Вот только интерфейс для этих занятий не слишком удобен. Инвентарь маленький, чтобы использовать или скомбинировать некоторые предметы их придётся постоянно перетаскивать по-многу раз.
Проблемы с интерфейсом есть и на тактическом уровне. Зона видимости и зона слуха врагов просчитывается довольно запутанно (и вроде местами некорректно). Из-за чего предсказать, сможете ли вы прокрасться туда, куда хотите или нет, не получится. Придётся постоянно сохраняться и перезагружаться, если попытка не удалась. Ещё попадания определяются Рандомом в момент выстрела, а не как в XCOM, всё предопределено в начале хода, так что метод загрузил-сохранил ещё более привлекательным (впрочем, учитывая нарекания к XCOM’овскому Рандому, может это и не так уж плохо).
И, конечно, проблемой является само имя Jagged Alliance в названии. Вы ожидали, что у вас под контролем будет целая армия наёмников, которые бы совершенствовали свои навыки по ходу игры? Думали, что сможете захватывать инфраструктуру острова, используя его экономику наравне с вознаграждениями за миссии чтобы закупать оружие, снаряжение и нанимать новых бойцов? Хотели лично (редактор в обеих частях JA позволял создать личное альтер-эго) разносить здания взрывчаткой? Размечтались! В Rage! нет всех этих вещей, к которым вы привыкли в Jagged Alliance 2.
В общем, жаль что издателю не хватило скромности отказаться от известной марки. Ведь сама игра не плоха. Если бы не баги, я бы даже порекомендовал Rage! для знакомства с жанром пошаговой тактики. Увы, эта игра стала жертвой маркетологов, которые считают, что брэнд это что-то вроде заклинания, которое волшебным образом приманит фанатов.
На самом же деле люди идут покупать известное имя именно потому что оно им известно. У каждой зарекомендовавшей себя франшизы есть свои традиции, свои принципы, и от неё известно что ожидать. И когда разработчик (или издатель) вешает на своё творение такое имя, он берёт на себя обязательство оправдать эти ожидания. А если он ожиданий не оправдает, его ожидает волна ЯРОСТИ!