Начну я наверное с того, что абсолютно все порты Renegade на домашних консолях и компьютерах делались с одноимённых игровых автоматов, которые японская фирма Taito Corporation первоначально планировала поставлять на запад, в Америку и Европу. Renegade на автоматах же, представляет собой американизированную версию другой игры - "Nekketsu Kouha Kunio-Kun" (если кто не знает, Nekketsu, можно перевести и как вспыльчивый, а kouha - жесткий). Так что вот как-то так. Renegade изначально - это первая часть приключений Kunio-Kun'а, c косметической обработкой графики и истории, чтобы западные игроки легче поняли суть игры. Что же изменилось? Ну, я думаю, многие помнят узнаваемый стиль игр о приключениях Kunio-kun'а. Renegade переделывалась так, чтобы игра была похожа на замечательный американский фильм "The Warriors". В оригинальной игре все противники - ученики средней школы, члены босозоку (аналог байкеров), сукебан (японские женские банды) и Якудзы (японская ОПГ) с колоритными именными боссами. В Renegade всех противников сделали членами абстрактных банд, с ноунейм боссами. Сюжет тоже изменили. В оригинальной игре мы спасаем школьного друга (а возможно брата) Кунио - Хироси, которого похитили. В Renegade же мы движимы желанием спасти из лап бандитов похищенную девушку протагониста.
Являясь одним из признанных столпов жанра, Renegade добавляет элементы, которые в будущем станут неотъемлемой частью жанра beat'em up - 4хстороннее движение, бой в стиле удар-прыжок-пинок, и противников, которые не умирают с первого удара.
Приключения Kunio-kun'а получили несколько игр на игровых автоматах, и множество портов практически на все доступные консоли. В серию игр Renegade входят сам порт игры, 1987го года выпуска, сюжетное продолжение Target: Renegade 1988го и последняя часть трилогии - Renegade III: The Final Chapter, 1989го. Итак...
Оригинальная игра вышла на игровых автоматах в далёком 1986м году. Порт на ZX Spectrum сделали в 1987м силами команды Ocean Software. За продажи в Европе отвечали Imagine Software и Erbe Software. Из-за ограничений системы, портировавшие отказались от плавной прокрутки экрана, и придумали ряд ухищрений для размещения всего объёма данных в ОЗУ. Но результат впечатляющий - полноцветный задник, большие фигурки аватара и врагов, "быстрая" графика. Игра издавалась в версиях для 48k и 128k, а отличия версий заключались в наличии\отсутствии музыкального сопровождения, во врагах на последнем уровне и в отсутствии постоянной дозагрузки уровней в версии 128k.
Думаю что многие уже знают, что за жанр такой - beat'em up, но на всякий случай... Ваша основная задача в игре - выполняя свою миссию, продираться сквозь неисчислимые толпы врагов, действуя преимущественно своими руками, и иногда отобранным у врагов оружием. При этом вы чаще всего ещё и ограничены во времени, что не позволяет долго возиться с врагами, коих иногда оказывает очень много на одном экране. В Renegade зачастую просто не хватает времени, чтобы успеть разобраться с врагами и самим боссом.
Немного о сюжете... Улицы небезопасны!.. Пока Вы крадётесь через зловещую часть города, чтобы встретить свою девушку, на город опускается ночь. Вроде всё идёт неплохо... Ваш поезд прибывает на станцию, и выходя из вагона, вы сразу же понимаете, что вас уже ждут! Станция и город наводнены убийцами и отморозками... времени в обрез, поэтому вам собственноручно придётся очистить улицы от грязи и встретить свою любимую, как вы и договорились. Смекалка и боевые искусства - вот основное, на что вы можете надеяться, и вы понимаете, что это будет самая опасная прогулка в вашей жизни.
В игре всего четыре уровня, но последний разделён на два подуровня. В каждом уровне вас ждёт примерно одинаковая картина - несколько отморозков, и главарь, стоящий в отдалении. После того, как вы умертвите несколько мелких подельников (когда на ногах буду стоять любые трое из них), босс вступит в битву. В случае победы над боссом, все оставшиеся в живых бандиты уберутся, а вам предоставят допуск на следующий уровень.
Первая территория, где вам нужно будет сражаться - станция метро. Поначалу на вас набросится лишь четвёрка бандитов без оружия и двое с палками. В восточной части станции есть обрыв, куда можно скидывать врагов (и босса, кстати, тоже).
Второй уровень - пирс, основное место отдыха байкеров. Сначала выедут четверо мотоциклистов, которых нужно сбить в прыжке или ударом ноги. Вслед за ними вам покажутся основные силы этого уровня - четвёрка безоружных ребят и двое с палками. Тут тоже есть обрыв - слева. И туда, опять же, можно скинуть как рядовых бандитов, так и самого главаря тоже.
Третий уровень - тупик возле бань, где вам встретятся шесть девушек с плётками и желанием завалить вас. Здесь нет обрывов, поэтому всех придётся убивать "по-честному". Босс этапа - огромная бабища, у которой есть дурная привычка - иногда разгоняться и бежатьпо прямой, сметая всё со своего пути.
Четвёртый этап разделён на два подуровня - ещё один тупик и комната. На улице вас ожидают четверо парней в масках. В версии для 48k, их оружие - палки, в версии для 128k - у них в руках режущее оружие, причём одного касания достаточно, чтобы лишить вас жизни. В последнем отрезке этапа - комнате, вам повстречается сам главный босс (вооруженный пистолетом) и трое из его шестёрок, с оружием. После расправы над всеми, вам предстоит коротенькое свидание с возлюбленной. Коротенькое потому, что через некоторое время игра начнётся заново, усложненная.
Отдельных слов заслуживает управление, ибо оно довольно своеобразное, даже для того времени, а сейчас так вообще смотрится странно, даже в жанровых играх. Всего используются пять кнопок - движения вверх, вниз, влево, вправо, и удар. В версии для Spectrum кнопки свободно переназначаются, поэтому всё можно настроить под себя. К сожалению, всё портит автоматическое определение вашего положения относительно врага. А именно это и влияет на то, какой удар вы выполните. Когда вы стоите лицом к врагу, то кнопка "удар" - простой удар кулаком вперёд, а "удар"+"движение от врага" - удар с ноги назад. Ещё есть "вверх"+"движение"+"удар" - прыжок с ударом ногой в заданную сторону. Незаменим при сбивании байкеров и для скидывания врагов с обрыва. Если враг упал и лежит, можно подойти, сесть на него и парой ударов кулаком добить его, не давая встать. Если вас захватят со спины, то нажав "назад" вы ударите затылком по лицу противника, и освободитесь из захвата. К сожалению, в портах игры пришлось пожертвовать бегом.
Игровые журналы того времени очень высоко оценили игру. Известный "Your Sinclair" дал игре 9 из 10 и присвоил 48е место в своём списке "Your Sinclair Top 100", а так же аналогичное место в "Your Sinclair Readers Top 100". "Crash" поставил 90 баллов из 100, а так же подарил 31е и 73е место в своём аналогичном списке лучших игр журнала - "CRASH Top 100". Игру сравнивали со Спектрумовскими хитами "The Way Of The Exploding Fist" и "The Way Of The Dragon", причём сравнение идёт в пользу Renegade.
О портах игры
Помимо Спектрума, игру портировали и на другие домашние компьютеры - Amiga, Amstrad CPC, Apple II, Atari ST, Commodore 64 и IBM PC. Есть ещё версии на NES и Sega Master System. Скриншоты под спойлером.
Commodore 64:
NES:
SMS
Через год после оглушительного успеха первой части игры, Ocean Software выпускает следующую часть, сиквел, сделанный "по мотивам" - Target: Renegade. Графически игра похожа на предшественницу, только цвета стали поярче. Версий всё так же две - для 48k и 128k. Различаются они наличием музыки и отсутствием дозагрузки уровней для 128k. Самое масштабное что добавили в игру - режим совместного прохождения. Враги при этом становились сильнее, но зато простора для новых тактик стало побольше. Ещё в этой части добавили возможность подбирать оружие, выпавшее из рук бандитов.
Сюжет второй части предлагает нам банальную отмазку для игроков. Младший брат одного из отступников (или обоих, если играть вдвоём) каким-то образом нарушил планы мафиози, известного всем как мистер Биг (Mr. Big). Тот, недолго думая, убил младшего брата. Вот вам и причина, чтобы идти мочить плохих парней направо и налево...
Мстить нам придётся на этот раз на протяжении пяти уровней. Уровни сильно выросли в размерах, что привело к увеличению времени, затрачиваемого на прохождение игры. Так как уровни стали больше, враги теперь не ждут вас заранее, а выходят по мере продвижения по местности.
Первый уровень - трёхэтажная автостоянка. На этажах вас атакует сначала байкер, сбить которого надо ударом в прыжке. За ним выходят три-четыре безоружных бандита и один, вооруженный кувалдой. Кувалду можно подобрать, предварительно выбив её из рук.
Второй уровень - улица, знакомая тем, кто играл в первую часть. Враги здесь только женского пола, плюс один психованный мужик (есть версия, что все девушки - лёгкого поведения, а мужик - сутенёр), который выбегает и стреляет в вас. Можно замутить всё таким образом, чтобы этот выстрел попал в одну из девушек.
Третий уровень - парк. Самый лёгкий уровень, основные враги на котором - панки и скинхэды. Где-то в середине уровня на земле лежит топор, который можно поднять.
Четвёртый уровень - супермаркет. Местные враги умеют уворачиваться от ударов в прыжке, поэтому единственный вариант убить их - просто бить рукой или ногой. Помимо этого "Beasty Boys" (группа, в честь которой и названа местная банда) имеют в своём активе бешеного питбуля, которого периодически будут выпускать на экран, чтобы он кусал вас.
Пятый, последний уровень - бар. На входе вас встретят телохранители мистера Бига. Они любят подходить, делать захват и очень сильно бить. Тут можно разжиться биллиардным кием. Сам главный босс ждёт вас в отдельной комнате, и он очень опасен своими захватами, которые 100% заканиваются потерей жизни для вас.
Вторая часть игры была очень хорошо встречена как простыми игроками, так и критиками. Игрокам нравился режим совместного прохождения, а критикам - улучшенная анимация, яркие фоны и скорость игры. Журнал "CRASH" поставил игре 91 балл из 100 и дал 6е место в своём "CRASH Top 100". "Your Sinclair" присвоил игре 9 из 10ти, а его читатели подарили игре 13е место в "Your Sinclair Readers Top 100", что повыше чем оригинальный "Renegade".
О других версиях игры
Игра выходила на Amstrad CPC, Commodore 64 и NES (ну и на Спектруме разумеется). Имеются так же неофициальные римейки на PC. Под спойлером - скриншоты.
Завершающая игра трилогии появляется на свет в 1989м году. Ocean сочиняет новую историю, кое-как соединив её к предыдущим. По традиции, версий две - 48k и 128k. Различия те же. Разработчики убрали режим совместного прохождения игры, что очень сильно повлияло на популярность игры.
Сюжет... девушку отступника похитили... снова. На этот раз правда на неё позарились похитители, умеющие скакать во времени. Вы, каким-то образом узнав секрет таких же путешествий, отправляетесь выручать подругу, попадая каждый раз в различные временные эпохи истории земли.
Уровней на этот раз всего четыре. Зато они стали намного больше и двухэтажными - если вам кажется что впереди непреодолимое препятствие, стоит вернуться и попробовать поискать лестницу на "второй этаж", для обхода. В каждом сегменте уровня враги выбегают двумя волнами по шесть особей в каждой. Их всех вам и необходимо убить для дальнейшего продвижения по уровню. Первая эпоха - доисторическая. Враги - двуногие динозавры и волосатые пещерные люди. Так же есть мужики, которые сбрасывают камни (их только оббегать) и птицы, швыряющиеся яйцами. Вторая эпоха - древний Египет. Враги - мумии разных размеров и жрецы. Избегайте капель кислоты, падающих с потолка. Третья эпоха - средневековье. Враги - конные рыцари, мечники, драконы. Четвёртая зона - база похитителей в будущем. Тут вам противостоят различные роботы и сами инопланетяне.
Игра была неплохо встречена критиками, но простые игроки не восприняли изменения. Поэтому широкой известности эта часть игры не получила.
О других версиях игры:
Эта часть была доступна только владельцам домашних компьютеров. Счастливчиками стали обладатели Amstrad CPC, Commodore 64 и MSX (помимо Spectrum'а естественно). Скриншоты под спойлером.
Я рад, что мне в своё время удалось поиграть в первую часть на живом Спектруме. Мало кто мог тогда пройти третий уровень из-за острой нехватки времени, и отсутствия малейшего права на ошибку. Вторую часть я ещё застал на железе, но о третьей ничего не знал до написания этой статьи.
Я бы порекомендовал ознакомиться с данными играми всем любителям beat'em up'ов, хотя бы с первыми двумя играми серии. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на один из столпов жанра, который привнёс в него вещи, многие из которых воспринимаются сейчас как нечто само собой разумеющееся.