Я продолжаю смотреть сериал «Звёздный Путь: Дискавери». И хочу сейчас вам рассказать об этом кактусе. О его горьком вкусе. О том, как его иглы впиваются в саму душу, в самое естество поклонника Звёздного Пути, любителя научной фантастики и просто человека, который привык думать о том, что он видит. Начну с пилотной серии.
Первое, что я вижу — клингоны. Во вселенной Звёздного Пути они всегда были расой воинов. Жестоких, упивающихся насилием, презирающих слабость, но при этом имеющих кодекс чести и уважающих достойного врага. Не чуждо им было и чувство юмора, хотя и весьма своеобразное. В нескольких сериях «Следующего поколения» была показана их религия, прославляющая деяния Кейлеса Незабываемого — величайшего воина, убившего клингонских богов и завещавшего в бою доказывать своё превосходство.
Да, по-своему клингоны очень религиозны. Что не мешает им быть расчётливыми и рациональными, когда дело касается военной стратеги. А свои победы они отмечают пирами, где не стесняются развлекаться на полную катушку и женщины там не отстают от мужчин.
Вообще в клингонской культуре достаточно много интересных нюансов, ставших в сериале основой как для забавных сценок, так и для серьёзных историй. Но их все авторы Дискавери выкинули в мусорное ведро. Оставили лишь имена и названия, перевернув всё с ног на голову.
Вместо полных энергии, активных и резких клингоны в новом сериале выглядят словно каждое движение даётся им с трудом. Всю свою речь перед последователями, слово за словом (разумеется на клингонском, с субтитрами) религиозный лидер Т’Кувма как будто выдавливает из себя. А содержание речи сводится к следующему — люди говорят, что идут к нам с миром, значит они враги, которые погубят нас, если мы их не уничтожим. Вы видите здесь логику? Я нет.
Далее действие переключается на главную героиню сериала, которую зовут Майкл(!) Бёрнам. Да, несмотря на имя, она — женщина, причём чёрная. Служит первым помощником на корабле Шэньчжоу, капитан которого тоже женщина, хотя и белая.
Вы уже видите проблему? Нет, дело даже не в самом подборе героев, то есть героинь. Кораблём Вояджер командовала Кэтрин Джейнвей, а начальником станции Глубокий Космос-9 был чернокожий Бенжамин Сиско. И ни у кого, в том числе у меня, это проблем не вызывало. Я бы вообще не обратил внимание на пол и расу, если бы не реклама. То есть сами производители сериала ещё в трейлерах и интервью хвастали — посмотрите, какой прорыв! У нас главная героиня — чернокожая женщина, такого в Звёздном Пути ещё не было!
Такой ли уж большой прорыв — сложить два и два? Так что ещё до премьеры подобное самомнение авторов, считающих себя глашатаями каких-то социальных свершений, уже должно было стать тревожным звоночком для всех, кто ожидал уважительного отношения к наследию Джина Родденберри.
Но главная проблема — это героиня сериала. И дело не в героине. Не в том, кем она является. А в самом факте, что сюжет Дискавери построен вокруг одной единственной героини. Там, конечно, есть другие персонажи, но всё действие показывается именно с точки зрения Бёрнам. Ни в одном из сериалов не было ничего подобного и не случайно.
Одной из непреложных идей Звёздного Пути всегда было отсутствие единых стандартов, критериев по которым оценивались события и вещи. Нельзя подходить к неизвестным явлениям и совершенно чуждым культурам с единой меркой — этот принцип раз за разом признавали герои, после встречи с очередной проблемой. Он же был источником моральных дилемм, когда например, логика в лице Спока диктовала одно, а МакКой в роли совести настаивал на другом. И обе точки зрения могли оказаться одинаково верными или наоборот.
Какие бы идеи ни пропагандировал Родденберри в очередной серии, он всегда оставлял пространство для сомнения. Для взгляда с другой стороны. Даже если сюжет какого-то эпизода был сконцентрирован на одном из членов команды, даже если в итоге один из героев доказывал свою правоту. Одна точка зрения всегда оспаривалась другой и ни один из персонажей не был центром вселенной.
А вот в Дискавери всё по-другому. Но пропаганду мы ещё увидим. Пока же Майкл и её капитан идут по пустыне, беседуя о высоких материях и демонстрируя свой высокий интеллект.
— Эта песчаная буря будет здесь ровно через час, эн минут и эн секунд. И я точно знаю, в какую сторону нам идти, потому что смотрела по карте.
— Я всегда восхищалась тобой, Майкл. Пора тебе уже стать капитаном. — Как только мы спасём от засухи местную цивилизацию, колодец которой пересох из-за радиации от добычи дилития. |
— Эта буря движется быстрее, чем я предполагала. Нам срочно нужно выбираться с планеты. |
— Нас не видно с орбиты. — говорит Бёрнам.
— Я знаю, что делать. Иди за мной. |
Во-первых, сама идея, что с технологиями будущего двух человек нельзя разглядеть с орбиты, пусть вокруг них и полно пыли от начинающейся бури, уже выглядит как минимум сомнительно.
Во-вторых, если из-за пыли не видно двух человек, то тем более не будет видно и цепочки их следов! Если вы не можете разглядеть пятнышко, как вы намерены увидеть линию, толщина которой меньше этого самого пятнышка. И не важно, что линиями такой толщины нарисовать. Я уже не говорю, что в реальности их следы замело бы прежде, чем они хотя бы половину этой эмблемы «наследили» (напоминаю, приближается буря и ветер всё сильней).
В-третьих, вы отправились на выполнение важной миссии или на прогулку? Судя по беседе, вы знаете и о цивилизации, которая живёт на планете, и об экологии этого мира. Неужели, зная о песчаных бурях, вы не договорились с кораблём, когда вас забирать и где искать, если пропадёт связь?! В конце-концов, Бёрнам же знала, где колодец. Что мешало просто прибыть на место прямо на Шэньчжоу?!!
И в-четвёртых. У вас же фазер есть! Боевая модель, зарядом которой вы пробили «пробку» на дне колодца, чтобы вернуть воду. Несколько выстрелов в воздух и вспышки уж точно будут более заметны, чем следы на песке. А если уж вам так хочется, то можно эмблему нарисовать лучом, а потом ещё и «закрасить» — сплавившийся в стекло песок, да ещё на большой площади, как раз будет отсвечивать достаточно, чтобы рисунок заметили с орбиты.
Но мой главный вопрос — в чём вообще был смысл этого отрывка? Да, я понимаю, что надо было представить героинь и показать, какие они у нас умные. Но неужели нельзя было сделать представление более тесно связанным с сюжетом. Эта планета, этот эпизод в жизни двух героинь никак не связан с последующими событиями. В чём его задача, как части истории?
Короче, в первые десять минут сериала, ещё до заставки, авторы показали нам: своё полнейшее наплевательство к канонам первоисточника, своё неистовое желание проповедовать нам свой «прогрессивный» взгляд на мир и свой уровень научной подготовки, до которого опускается не всякий детский мультик.
Готовы к следующей порции кактуса?
Шэньчжоу с нашей героиней и её капитаном на борту прибывает в пограничный сектор, чтобы выяснить, что стало со спутником наблюдения у двойной звезды. У него какие-то странные повреждения, не совсем похожие на естественные. И по прибытии в системе действительно обнаруживается странная аномалия в глубине астероидного скопления.Что предлагает наша сверхгениальная первая помощница? Чтобы исследовать аномалию, она лично одевает скафандр и отправляется без всяких предосторожностей к этой самой неизвестной аномалии. При том, что её сразу предупреждают — под излучением двойной звезды защитные системы скафандра долго не продержаться и у неё на всё про всё пол-часа. Да, теперь я готов поверить, что Майкл и её капитанша отправились в пустыню со смертельно опасными бурями, как на прогулку.
Аномалией, конечно же, оказывается корабль тех самых клингонов из пролога. Они подбили станцию наблюдения Федерации, чтобы заманить сюда людей. Это у них план такой — люди придут, скажут что они пришли с миром, но на самом деле будут убивать клингонов. За вторую часть ответственна как раз Майкл Бёрнам, которая натыкается на клингона, бродящего по обшивке корабля, и убивает его, когда он на неё нападает. Это и докажет угрозу от людишек.
Ситуация бредовая аж на двух уровнях. Во-первых, весь план является цепью совпадений. Шэньчжоу могли вообще не заметить аномалии, могли проигнорировать её (капитанша кстати так и предлагала, но Майкл настояла на личном полёте к аномалии), сама Бёрнам могла и не суметь убить клингона, который на неё набросился.
Во-вторых, напоминаю, что клингоны — воины, не цацкающиеся со слабаками. Если Т’Кувма хотел напасть на людей и развязать войну, ему не нужно было для этого портить спутник и прятаться. Он мог просто подкараулить тот же Шэньчжоу и подбить его, после чего уже дожидаться, когда остальные силы Федерации бросятся к нему на помощь.
Но нет, вместо этого он осуществляет совершенно ненужный «хитрый» план. И только потом включает «маяк», который должен призвать корабли двадцати четырёх Великих Клингонских Домов. И когда они прибудут на место одновременно с подкреплением от Федерации — вот тогда и начнётся главное сражение.
Цирковое представление достигает своей кульминации, когда Майкл предлагает её капитану немедленно атаковать клингонский корабль. Мол, вулканцы уничтожают любого клингона, который оказывается на их территории без разрешения и этим заслужили клингонское уважение.
Даже если не брать в расчёт сомнительность того, что следующие во всём логике вулканцы будут так поступать. Даже если предположить, что об отношениях вулканцев и клингонов Бёрнам знает лучше командования и дипломатов звёздного флота потому что она выросла на Вулкане под опекой Сарека (отец Спока, если это кому-то что-то говорит). И даже если предположить, что огневой мощи Шэньчжоу окажется достаточно, чтобы справиться с клингонским крейсером. Остаётся последний вопрос — сюда уже летят несколько кораблей Федерации, а на сигнал клингонского корабля тоже наверняка откликнулся кто-то из собратьев — Бёрнам не может этого не понимать. Когда они прилетят и увидят обломки (не важно чьи) как именно это предотвратит войну?
Капитан отказывается следовать указаниям Бёрнам. В частности, потому что у неё есть приказ адмирала дожидаться подкрепления и не провоцировать. Тогда Майкл вырубает её вулканским нервным зажимом и возвращается на мостик, сообщая, что капитан мол передумала и сказала мне атаковать клингонов.
Разумеется экипаж начинает что-то подозревать. Как-никак начало спора об атаке они видели и весьма странно, что капитан так активно противилась предложению Бёрнам, а теперь Бёрнам приказывает от имени капитана делать то, что она предлагала. Подозрительно.
И прежде, чем Бёрнам удаётся настоять на своём, на мостик вваливается едва пришедшая в себя капитанша с фазером в руке и отстраняет свою первую помощницу от командования. И на этом серия заканчивается.
В следующей серии подкрепления клингонов и Федерации прибывают на место. Адмирал пытается вести переговоры, но его корабль уничтожают и начитается «Битва у двойной звезды». После которой Шэньчжоу оказывается почти уничтоженным, его капитанша убитой, клингонского лидера убиват сама Майкл Бёрнам, а её в свою очередь потом судят за мятеж и приговаривают к пожизненной каторге. Короче экшен — бессмысленный и беспощадный. Не имеющий никакого рационального объяснения с точки зрения канонов вселенной, логики и здравого смысла.
Почему?
Однако смысл появится, если вспомнить, что сценарий «Дискавери» начали писать в конце прошлого года. Тогда у всех сторонников «демократиии и социальной справедливости» случился шок — несмотря на активнейшую пропаганду, на выборах победил Дональд Трамп. И благодаря этой победе, воспрянули духом их противники, альтернативные правые.
Именно этих альтернативно-правых и призваны изображать клингоны, кричащие о том, что прогрессивное человечество пытается лишить их собственной идентичности. Их тактика — испортить спутник, а затем спрятаться и ждать спровоцированной реакции — это же типичный «троллинг», который является излюбленным методом альтернативных правых против «прогрессивного человечества». Само «прогрессивное человечество» изображает, понятное дело, прогрессивное человечество в лице чёрной женщины и остальной Федерации.
Слова Майкл о том, что нужно стрелять первыми и не позволить клингонскому крейсеру передавать сигнал практически один-в-один повторяют речи лидеров антифашистов (от фашистов они отличаются приставкой анти- в названии, но не более) о необходимости лишить права на свободу слова своих идеологических противников. Мол, если какой-нибудь Ричард Спенсер объединяет белых — это угроза для всего мира, поэтому надо нанести удар первыми.
А началось всё это задолго до Трампа и Спенсера. Сторонники той самой политкорректности, о которой у нас сложено немало шуток, последние годы в США так закрутили гайки, что любой фильм или сериал, где нет достаточного количества негров, геев или женщины не показаны лучше мужчин, могут запросто завернуть. А если не завернут, то создателей непременно затравит толпа активистов.
То же самое с американскими СМИ — за исключением христианских фундаменталистов или совсем отмороженных наци, никто просто не осмеливается перечить «прогрессивным» активистам. Все события, связанные с взаимоотношениями полов, рас и культур рассматриваются исключительно в контексте того, как белые мужики натуралы кого-то угнетают.
Дошло уже до того, что в американском правительстве на полном серьёзе обсуждают, а не стоит ли снести все памятники, которые вызывают у «угнетённых» чувства дискомфорта. Как вы понимаете, бережно относящиеся к своей истории американцы, были весьма обеспокоены подобной перспективой, не говоря уже всей той цензурой, описанной ранее. Поэтому многие и решили поддержать Трампа, альтернативно-правых и вообще любого, кто бы помог дать отпор «прогрессивной и толерантной» молодёжи.
Но в сериале «Дискавери» ничего этого нет. Федерация не покушается на клингонскую культуру и не уничтожает их святыни. Собственно, за предыдущие сто лет даже просто контакта между Федерацией и клингонами практически не было. А откуда тогда опасения альтернативно-правых клингонов? Это просто религиозный фанатизм и следование устаревшим догмам!
То есть сюжет «Дискавери» является даже не аллюзией на сегодняшнюю ситуацию в Америке, а аллюзией на то, какой эту ситуацию пытаются представить борцы за политкорректность и Социальную Справедливость. Да, вот уж до такого Джин Родденберри уж точно никогда бы не дошёл!
К счастью, в последующих эпизодах, где наша «прогрессивная» несправедливо обвинённая чёрная женщина попадает на корабль Звёздного Флота Дискавери, авторы сбавляют градус пропаганды. К несчастью, градус идиотизма там по-прежнему на высоте.
Найдя на подбитом корабле новую форму жизни никто не догадывается проверить, а не связана ли она с экпериментами, которые там проводили. Разумеется, в конце серии именно Бёрнам понимает, что эта тварь — ключевой компонент исследований.
Капитан Дискавери, Габриэль Лорка, путешествует по космосу на одиноком шаттле без охраны. Разумеется клингоны его захватывают.
Нет нужды говорить о том, что «моральные дилеммы» сведены к уровню «а стоит применять новую технологию в военных целях, если она разрабатывалась для мирных» и «нужно ли использовать Дискавери, единственный корабль с этой технологией, для спасения высокопоставленного вулканского дипломата, миссия которого — единственный, хоть и призрачный шанс на мир».
Ну и конечно, какой «прогрессивный» сериал без пары геев? (Да, они именно пара.) Ну и что такого? Сегодня в каждом американском сериале есть ЛГБТ персонажи. Но в «Дискавери» они не только есть, но и мозолят глаза своими стереотипно-гейскими манерами каждую серию.
Пока что я продолжаю есть кактус. Потому что надежда умирает последней. Возможно к концу сезона сценаристы либо научатся писать, либо из заменят на тех, кто сможет написать интересные и проработанные истории.
А всем остальным я искренне рекомендую воздержаться от просмотра «Дискавери». В нём нет ничего из того что сделало «Звёздный путь» культовой франшизой и настоящим символом стремления к светлому будущему и веры в возможности человека. Ни сложных вопросов об этике и морали, ни историй, вобравших в себя самые причудливые идеи всей научной (и не научной) фантастики, ни героев, которые вдохновляли на самосовершенствование и одновременно вызывали желание сопереживать их проблемам.
Если вам важны все эти вещи — посмотрите лучше классические сериалы франшизы (я даже в своё время гайд сделал). А если вы не перевариваете допотопные спецэффекты и медлительное повествование — попробуйте «Орвилл». Этот сериал, хоть и пародия на «Звёздный Путь», но сделанная качественно и интересно. И авторы хорошо выдержали баланс между шутками и серьёзными темами.
И даже если вы один из этих… Ну, тех кто считает, что все равны, но женщины, не белые и ЛГБТ — более равны. Вместо «Дискавери», взгляните на «Тёмную Материю». Там капитан корабля — женщина бисексуальной ориентации, большинство персонажей-мужчин — придурки, либо сволочи (разумеется, белые). И ехидные замечания, вроде «твоё мнение о женщинах-андроидах предвзято и оскорбительно» сыпятся как из рога изобилия. Вот только обо всей этой пропаганде начисто забываешь благодаря динамичному и интересному сюжету, органично смотрящимся спецэффектам и вполне приличному экшену, который не сделан в ущерб логике. Плюс в «Тёмной Материи» тоже иногда поднимаются непростые моральные дилеммы, персонажам искренне сопереживаешь (ведь даже сволочи-мужики на проверку оказываются там не такими сволочами, когда раскрывается их характер), а несколько серий так и вообще похожи на сюжеты «Звёздного Пути» гораздо больше, чем серии «Дискавери».
Впрочем, учитывая всё вышесказанное, даже сериал My Little Pony больше похож на «Звёздный Путь», чем «Звёздный Путь: Дискавери».
Нет, серьёзно. Если хотите увидеть корабли, бороздящие просторы космоса и экзотику далёких планет — к вашим услугам «Боевой Крейсер Галактика», «Андромеда», «На Краю Вселенной» и «Звёздные Врата». Есть ещё «Вавилон-5», где сюжет круче всех упомянутых вместе взятых (хотя компьютерная графика на порядок хуже). И это далеко не вся космо-фантастика, достойная просмотра больше, чем «Дискавери».