"Бердмэн". Супермен на пенсии, театрал, а ещё и летает
Этот фильм -
Фильм номинант на Оскар, но я не думаю, что фильм получит много наград, хотя он и достойный. Мать вашу… Не буду я сыпать эпитетами и ярлыками, просто скажу что у меня в голове после этого фильма.
Если искать аналогии по другим фильмам, то мне на ум приходят "Танец реальностей" Алехандро Ходоровского и, пожалуй, "Я люблю тебя, Нью-Йорк". Сам до конца не понимаю почему. Из первого фильма пришла некая сюрреалистичность и некий доп смысл, сюжет внутри сюжета. Война в голове и биографичность сюжета. Из второго, атмосфера Нью-Йорка, который представляет собой отдельный мир, обособленную страну внутри страны. Космополитичный город, театральный, культурный и в нем есть атмосфера старого города со своими традициями, присущая европейским городам. Это не Америка, это Большое Яблоко.
Режиссер фильма Алехандро Гонсалес Иньярриту (вот здесь я понял, почему сразу вспомнил Ходоровского) снял необычный фильм. Это не арт-хаус, это скорее театральный фильм с налетом арт-хауса, актерский капустник, когда актеры вспоминают сценки или истории из своей биографии, что с ними когда-то произошли с ними.
Итак… Стареющий лысеющий актер, когда то снявшийся в роли одного из супергероев – Бёрдмэна (вот не знаю, действительно был ли такой супергерой) с кучей проблем и воспоминаний о лучших временах, решает поставить новую театральную постановку, смысл и сюжет которой нам не совсем показывают, да это и не нужно. От него ушла жена, но дочь, бывшая наркоманка, рядом с ним и работает в том же театре. Но сам Бёрдмэн не отпускает своего исполнителя из своих кровавых лапок. И актеру приходится бороться с голосом в голове и происходящими странными вещами, то ли действительно в реальности, то ли только в голове героя. Концовка склоняет в сторону реальности суперспособностей, но, черт возьми, может это уже эпидемия безумия…
Как и было написано, этот фильм что-то вроде камерного капустника, ограниченного небольшим театром на одной из улиц Нью-Йорка, но не на Бродвее. В фильме есть драматические сцены и очень смешные, и актеры великолепно отыгрывают их. Правда, в паре моментов видна их постановочность.
Показаны человеческие отношения в театральном коллективе и не только – драмы и комедии, и смех и грех, то есть секс, когда всё немного запутывается. Попытки героя стать, вернее быть, отличным родителем, выяснение отношений между старым актером (Майкл Китон) и пришлым новичком (Эдвард Нортон), их попытки задобрить старую стервочку-критика из "Нью-Йорк Таймс". Но интересно наблюдать за всем.
Несколько звездных актеров - Майкл Китон, Эдвард Нортон, Наоми Уотс, Эмма Стоун (последнюю, я слабо помню, в каких она фильмах играла) составляют великолепный оркестр или труппу, но и другие актеры не подкачали.
История в фильме, повторюсь, необычная и сюрреалистичная, но многое, очень многое в фильме очень даже реально.
Ну, подумаешь, летает герой над улицами Нью-Йорка, там, он видит Бёрдмэна, сидящего на унитазе, иногда он ходит за ним по пятам, или там происходящий всякий телекинез-пирокинез, голос в голове, ну и что? Театр это всё, и успех или неуспех новой постановки, вот что главное. Или нет? Постойте-постойте, я что-то запутался…
Интересная работа оператора, съемка ручной камерой, как бы идущей за героем или возле него, непрерывность съёмки и смена времени суток без остановки кадра… нет, монтаж есть, без него никак.
Это не голливудский фильм, поэтому то, что он номинант на Оскара, ничего не значит. Но посмотреть его стоит. Давно я не смотрел такие "интеллектуальные" немного не в мэйнстриме фильмы, тем более театральные и поэтому вникал-вникал и вроде вник в суть фильма