У́но — карточная игра, чье название переводится с итальянского и испанского языка как «один». Игра была изобретена в 1971 Мерлем Роббинсом. Дизайн карт был разработан буквально «на коленке» – на обеденном столе.
Теперь эта торговая марка принадлежат компании Mattel, а игра – если верить Википедии – продается в 60 странах мира. Она настолько популярна, что ее даже перевели в
Игра уно в значительной степени совпадает с популярной европейской игрой «мау-мау», известной в России как «Сто одно», но требует колоды специальных карт.
Время игры 20-45 минут.
Виды карт
Всего в игре 108 карт:
Обычные карты – 4 цветов (синий, желтый, красный, зеленый): по 2 каждого цвета с номерами от 1 до 9 и по одной – 0, всего 76 карт
Карты действия – «Ход обратно», «Пропусти ход», «Возьми две» - по 2 каждого цвета, всего 24 карты
Карты действия на черном фоне - «Заказать цвет», «Возьми четыре» - по 4 карты, всего 8
Белые карты «Пусто», предназначенные для замены утерянных карт, либо для дополнительных правил – 2 карты
Механика игры и основные правила
* В начале игры определяется дилер. Все тянут карту из колоды — у кого самая большая карта, тот и становится дилером. Если кто-то вытянул карту действия, то тянет еще раз. Если более 1 человека вытянули самую большую карту, то они тянут ещё раз.
* После того, как дилер определен, он сдает по 7 карт каждому играющему. Желательно сдавать по одной карте. Верхняя карта колоды переворачивается картинкой вверх и с нее начинается игра (эта карта является началом игровой колоды). Если это карта действия (кроме «Возьми 4»), то следующий за дилером по ходу часовой стрелки игрок выполняет это действие. Если это карта «Возьми 4», то она прячется в колоду и показывается следующая карта.
* Игра начинается по часовой стрелке.
* В свой ход каждый игрок должен положить карту в игровую колоду, при этом карта должна совпадать с верхней картой в игровой колоде по цвету или по картинке. Если у игрока нет подходящей карты, то он берет одну карту из колоды банка и, если карта подходит, может ей сделать ход, если хочет. Если игрок взял из колоды банка подходящую карту, но не сделал ей ход — он не получает никакого штрафа. Игрок может сделать ход картой на черном фоне независимо от того, какая карта лежит сейчас верхней в игровой колоде.
* Следующим ходит игрок по часовой стрелке, или игрок против часовой стрелки, если была положена карта «Ход обратно».
* Когда колода банка заканчивается, то верхняя карта игровой колоды снимается и начинает новую игровую колоду, а все карты игровой колоды перемешиваются и становятся новой колодой банка.
* Когда игрок кладет в игровую колоду свою предпоследнюю карту, то он должен сказать «Уно!» до того момента, когда карта следующего игрока коснется игровой колоды. Если игрок не успел или забыл сказать «Уно!» — он берет 2 карты из колоды банка.
* После того, как игрок положил свою последнюю карту, все остальные игроки считают очки на картах, которые остались у них на руках. Очки за обычные карты равны номиналу карты (0 очков за карту с 0, 9 очков за карту с 9), карты действия на цветном фоне — 20 очков, карты действия на черном фоне — 50 очков. Все очки игроков суммируются и записываются в пользу игрока, который первым закончил игру.
* Игра традиционно ведется до 500 очков, но можно играть и до 1000, и до 1500 очков.
* Возможен вариант когда все у кого остались карты записывают очки себе, игра ведется до первого проигравшего (кто наберет 500 очков проиграл)
Карты действий и их назначение
* Пусто — запасные. Используются только если к ним придуманы дополнительные правила (например «Пусто» = «Возьми 10»).
* Возьми две — следующий игрок берет 2 карты из колоды банка и пропускает ход.
* Ход обратно — направление хода меняется с «по ходу часовой» на «против хода часовой» или с «против хода часовой» на «по ходу часовой». Если с этой карты начинается игра, то первым ходит сдающий.
* Пропусти ход — следующий игрок пропускает ход.
* Заказать цвет — игрок заказывает цвет и следующий игрок должен сделать ход либо картой заказанного цвета, либо карту на черном фоне.
* Возьми четыре — игрок заказывает цвет, следующий берет 4 карты из колоды банка и пропускает ход, игрок после следующего должен сделать ход либо картой заказанного цвета, либо карту на черном фоне. Карта «Возьми четыре» играется только тогда, когда у игрока нет карты, которая подходит сейчас для игры. Если игрок сыграл карту «Возьми четыре» когда у него была подходящая для игры карта, он получает штраф.
Штрафы
* Если игрок забыл сказать «Уно!» после того, как положил свою предпоследнюю карту, и до того, как следующий игрок положил карту, то он берет 2 карты из колоды банка.
* Игрок, который сделал рекомендацию другому игроку по поводу того, какой картой ему ходить — должен взять 2 карты из колоды банка.
* Если игрок сделал ход неподходящей картой и это было замечено, то игрок должен взять 2 карты из колоды банка.
* Если игрок сделал ход картой «Возьми четыре», то игрок, которому предстоит взять 4 карты может подвергнуть сомнению честность игры последнего. Тогда игрок, который сделал ход картой «Возьми четыре» показывает свои карты игроку, который сомневается в честности игры. Если у первого игрока есть карта, которой можно сделать ход — то он берет 4 карты себе. Если у игрока нет карты, которой можно сделать ход, то сомневающийся игрок берет дополнительные 2 карты к уже причитающимся ему 4.
Возможные дополнительные правила, которые делают игру веселее
* Если кто-то из игроков сделал ход картой «номер 2», то все игроки должны молчать, пока этот игрок снова не сделает ход. Кто заговорит должен взять 2 карты из колоды банка. Возгласы «УНО!» и оспаривание карты «+4» не считаются нарушением тишины.
Еще одна разновидность этого правила - каждый раз, когда игрок выкладывает черную карту (простую или +4) и заказывает цвет, все должны сохранять молчание до тех пор, пока этот заказанный цвет кто-нибудь не сменит, или пока кто-нибудь не нарушит молчание и не возьмет две штрафные карты. * Если кто-то из игроков сделал ход картой «номер 7», то игрок может выбрать, с кем из игроков он хочет поменяться картами. * Если кто-то из игроков сделал ход картой «номер 0», то все игроки меняются картами в том направлении, в котором идет ход. * Когда игрок кладёт карту «Возьми две», следующий игрок тоже может положить карту «Возьми две», и тогда третий по счёту игрок должен взять четыре карты. * Те же правила применяются к картам «Возьми четыре»: когда один игрок кладёт карту «Возьми четыре», следующий игрок тоже может положить карту «Возьми четыре», и тогда третий по счёту игрок должен взять восемь карт. Последний из игроков, который положил очередную карту «Возьми четыре», заказывает цвет. * Если игрок положил карту «Возьми четыре» не по правилам и его «поймали», применяются обычные правила, но сумма штрафа возрастает в зависимости от числа использованных карт. * Играющие могут класть карты «Возьми две» или «Возьми четыре» до тех пор, пока они у них не закончатся. Например, если 4 игрока подряд положили карты «Возьми две», следующий игрок (у которого нет карты «Возьми две») должен взять восемь карт. * Игрок может положить за один ход только одну карту «Возьми две» или «Возьми четыре», даже если у него на руках несколько таких карт. * Игрок, положивший «пятёрку», может (по своему желанию) поменяться одной картой с любым игроком. Причём каждый из меняющихся выбирает какую карту отдать. * Уно в центр. Тот, кто кладёт предпоследнюю карту и кричит «УНО!», не убирает руку с положенной карты. Другие игроки должны успеть положить свои руки поверх руки крикнувшего «УНО!». Последний берёт 2 карты. * «С вмешательством». Каждый игрок может пойти вне очереди – если положит точно такую же карту, как та, что лежит на верху колоды отбоя. Точно такая же – это значит, что карта обладает тем же цветом и достоинством. В этом случае далее ход начинается с перехватившего игрока. Эти условия не распространяются на карту «Возьми четыре» – она выкладывается только в свой ход. Так же перехват хода не работает в начале игры, когда на центр выложена первая карта колоды «Сброс». В начале игры право хода имеет только игрок, после раздающего. * «Уно до последнего». Игра не заканчивается после того как у кого-нибудь закончились карты, а продолжается пока у кого-нибудь не останутся карты. В этом случае тот у кого карты кончились первым считается победителем, а последний оставшийся – проигравшим. * «Цвета по кругу». При выкладывании чёрных карт («Закажи цвет» и «Возьми четыре») смена цвета происходит автоматически на тот цвет, который нарисован на этих картах следующим по кругу после текущего. Например, игра идёт по часовой стрелке, текущий цвет красный. После выкладывания чёрной карты, текущим цветом становится синий. Или, например, игра идёт против часовой стрелке, текущий цвет жёлтый. После выкладывания чёрной карты, теукщим цветом становится зелёный. * «Реверс». Карта «Наоборот» нужного цвета возвращает обратно действие активных карт и даже чёрной карты «Закажи цвет и возьми четыре»! Например, игрок 1 положил карту «Возьми две», игрок 2 картой «Наоборот» возвращает действие карты «Возьми две» на 1 игрока и уже тот должен взять 2 карты (или «спастись» каким-нибудь способом). * «+10». Запасным картам-пустышкам (которых в колоде 4 штуки) можно присвоить значение «Возьми 10 карт», соответственно, следующий игрок должен взять 10 карт. Подстава в этом случае в том, что человек берет 10 карт, а в них с высокой долей вероятности оказывается «+2», «+4» или такая же «+10». Этот человек заставляет уже другого взять много карт, и так по кругу. Закончить игру в таких условиях почти нереально. * «До последнего». После того, как 1 игрок скинет все карты, игра не заканчивается, а продолжается до последнего игрока. Соответственно, выигрывает 1-й игрок, а проигрывает последний игрок. И когда в конце игры остаются два игрока, можно применять красивые комбинации (например, при помощи карт "Пропусти ход", "Возьми две" ходить дважды, трижды, ...) «В 7 раундов». После того как какой-нибудь игрок избавился от своих первоначальных 7 карт, игра приостанавливается, он берёт в руку из колоды 6 новых карт и продолжает игру. В следующий раз, когда у него закончатся карты, он набирает в руку 5 карт... И так до тех пор пока он не возмёт всего одну карту и не избавится от нее. * «Сбрось ноль». Если при подсчёте очков у игрока на руках осталась единственная карта «ноль», то её стоимость не ноль очков, а 50. Это создаёт дополнительные сложности владельцам нулевых карт в конце игры. * «Уно с накоплением». Те же правила, что и в обычной игре УНО, со следующими добавлениями: - Когда игрок кладёт карту «Возьми две», следующий игрок тоже может положить карту «Возьми две», и тогда третий по счёту игрок должен взять четыре карты. - Те же правила применяются к картам «Закажи цвет и возьми четыре»: когда один игрок кладёт карту «Закажи цвет и возьми четыре», следующий игрок тоже может положить карту «Закажи цвет и возьми четыре», и тогда третий по счёту игрок должен взять восемь карт. Последний из игроков, который положил очередную карту «Закажи цвет и возьми четыре», заказывает цвет. Если игрок положил карту «Закажи цвет и возьми четыре» не по правилам и его «поймали», применяются обычные правила, но сумма штрафа возрастает в зависимости от числа использованных карт. - Играющие могут класть карты «Возьми две» или «Закажи цвет и возьми четыре» до тех пор, пока они у них не закончатся. Например, если 4 игрока подряд положили карты «Возьми две», следующий игрок (у которого нет карты «Возьми две») должен взять восемь карт. - Игрок может положить за один ход только одну карту «Возьми две» или «Закажи цвет и возьми четыре», даже если у него на руках несколько таких карт. |
Итак, что мы имеем в итоге?
Несложная игра, с яркими картами, огромным количеством вариантов оформления (все что вы можете пожелать – от Hello Kity и Истории Игрушек до специальных круглых(!) карт для игры в авто), высокой реиграбельностью и вариативностью, довольно азартна, участникам точно не придется скучать.
Идеальный подарок ребенку, неплохое развлечение для взрослых. Что самое приятное – игра не вызывает ассоциаций с игральными картами. Школьникам, которым нечего делать на переменах (а Магия или Берсерк слишком напрягают учителей), должно понравится. Купить Уно – это значит весело проводить время с друзьями и родственниками, общаться и получать удовольствие.