Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
X_49ae8fa5

Геймер EMark 2

54

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Сёги - японская настольная логическая игра, одна из восточных вариаций хорошо вам известных шахмат.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Корни игры уходят далёко в прошлое, первые документальные свидетельства о шахматной игре в Японии относятся к VIII веку, но в точности неизвестно, что это была за игра. Достоверно можно утверждать только то, что в это время в Японию из Китая попал китайский вариант шахмат — сянци, но одновременно с ним в стране появились и другие игры шахматного типа. Среди этих игр была и игра на доске 9x9, на которой играют в современные сёги.

История

Первые археологические находки фигур сёги относятся к XI веку. Эти фигуры имеют уже вполне современный вид — пятиугольные плоские фишки с иероглифическими обозначениями. Более-менее подробные описания сёги появились в документах эпохи Хэйан. В это время существовали «малые сёги» и «большие сёги». «Малые» игрались на доске размером 9x9, «большие» — на доске 13x13. Фигуры и ходы были теми же, что и сейчас, но отсутствовало основное отличие современных сёги от шахмат — возможность повторного введения в игру захваченных фигур противника на своей стороне. В последующие века делались попытки играть в сёги на больших досках:

Средние сёги — доска 12x12, 92 фигуры.

Большие сёги — доска 15x15, 130 фигур.

Мака большие-большие сёги — доска 19x19, 192 фигуры.

Тай сёги — доска 25x25, 354 фигуры.

Тайкёку сёги — доска 36x36, 804 фигуры.

Сёги, какой она известна сейчас, была изобретена императором Го-Нара в XVI веке.

Взяв за основу «малые сёги» на доске 9x9, он сократил число фигур до 40 и ввёл принципиально новое правило — теперь взятые игроком фигуры противника переходили к взявшему и он мог в любой момент вместо своего очередного хода выставить на доску любую из этих фигур как собственную. Это новшество кардинально изменило стратегию и тактику игры. С него, по сути, и следует отсчитывать историю современных сёги.

В XVII веке сёги, наряду с го, получили привилегированный статус за счёт того, что ими увлекались тогдашние военачальники и правители Японии — Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Во времена сёгуната существовала даже придворная должность сёгидокоро (министр сёги) — на неё назначали сильнейшего игрока, он ведал вопросами организации сёги при дворе, распределял государственные субсидии школам, санкционировал присвоение высших рангов. Тогда же появился титул Мэйдзин («великий мастер»), которым отмечали сильнейшего игрока в сёги, аналогично Мэйдзину по го.

Сёги активно развивались, к XIX веку была уже достаточно хорошо разработана теория игры, существовало несколько школ, выходила литература. Когда в период реставрации Мэйдзи сёги лишились государственной поддержки, это не стало для них серьёзным потрясением — газеты начали активно устраивать турниры и печатать партии. К 1924 году была создана Токийская федерация сёги, которая позже была преобразована во всеяпонскую профессиональную лигу сёги. В 1935 году была отменена система пожизненного владения титулом Мэйдзин, вместо этого титул стал разыгрываться на ежегодном чемпионате.

Если в средние века делались попытки играть в сёги на больших досках (исключение составляли птичьи сёги на доске 7x7, 32 фигуры), то в наши дни создают варианты сёги на малых досках. Самые известные примеры:

Минисёги — доска 5x5, 12 фигур.

Сёги Джудкина — доска 6x6, 14 фигур.

Китовые сёги — доска 6x6, 24 фигуры.

Микросёги — доска 4x5, 10 фигур.

Нана сёги — доска 3x3, 6 фигур.

Гуфу сёги — доска 2x3, 4 фигуры.

Буси сёги — доска 1x2, 2 фигуры.

Правила

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Как и в Европейском варианте шахмат в сёгу играют два игрока, черный и белые. Доска разделена на клетки, размер доски 9х9 клеток. Традиционно доску делают из древесины торреи орехоносной (это дерево в Японии называется кая), фигурки — из самшита мелколистного (цугэ).

Каждый игрок имеет 20 фигур: король, ладья, слон, два золотых генерала, два серебряных генерала, два коня, два копья, и девять пешек. Все фигуры отмечены иероглифами с обеих сторон, кроме односторонних: короля и золотого генерала.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Король - (Осё или Гёоку) Как и в шахматах, король ходит на одно поле в любом направлении, за исключением поля под шахом противника (восемь различных ходов). Шах– это положение, когда король оказывается под ударом вражеской фигуры, т.е. находится в поле, куда может походить вражеская фигура.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Золотой генерал - (Кин) Золотой генерал может передвигаться на одно поле по горизонтали или по вертикали в любую сторону, а также по диагонали вперёд (шесть различных ходов).

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Серебряный генерал - (Гин) Ходит на одно поле по диагонали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по вертикали. То есть имеет ходы короля, кроме трёх полей по вертикали вниз и по горизонтали влево и вправо. В ранних вариантах сёги эта фигура называлась слоном.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Конь - (Кей) Ходит буквой «Г» вперёд, то есть на два поля вперёд по вертикали, после чего на одно поле вправо или влево по горизонтали (то есть, в отличие от шахматного коня, имеет всего два возможных хода и перемещается только вперёд). Как и шахматный конь, при ходе может перескакивать через свои и неприятельские фигуры.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Копьё - (Кё) Ходит на любое количество незанятых полей только вперёд по вертикали. Назад не возвращается.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Пешка - (Фу) Ходит на одно поле только вперёд по вертикали. В отличие от шахматной пешки, бьёт так же, как и ходит.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Ладья - (Хися) Ходит по горизонтали и по вертикали на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматной Ладье). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращена в короля-дракона – фигуру, которая, сохраняя возможности Ладьи, дополнительно может ходить на одно поле по диагонали в любом направлении.

Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru
Настольные игры - Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ruОбзор Сёги при поддержки nastolkin.ru

Слон - (Каку) Ходит аналогично шахматному слону — на любое количество полей по диагонали.

Ходы

Ходы делаются по очереди, первый ход делают чёрные. На каждом ходе игрок может передвинуть одну свою фигуру в соответствии с правилами её хода. При ходе на поле, занятое фигурой противника, эта фигура берётся — снимается с доски и попадает в резерв к взявшему её игроку.

Игрок может сбросить на доску любую фигуру из резерва вместо своего очередного хода.

Если фигура сброшена в лагерь противника, она может превратиться, только сделав следующий ход, даже если он сделан на поле за пределами зоны превращения.

Запрещается:

выставлять пешку на поле, на котором она даёт мат королю противника;

выставлять фигуру на поле, на котором она не будет иметь возможности хода по правилам;

выставлять пешку на вертикаль доски, на которой уже стоит непревращённая пешка того же игрока.

Резервная фигура может выставляться на поле только в непревращённом состоянии.

Игрок, сделавший запрещённый ход, немедленно проигрывает.

Превращения

Три последние горизонтали доски (относительно каждого из игроков) являются так называемой «зоной превращения». Фигура, делающая ход в зону превращения или из неё, может быть превращена. Превращение не является отдельным ходом, оно происходит на том же ходу, что и движение фигуры. В отличие от шахмат, превращение фигур производится не по выбору игрока, а по правилам:

Король и золотой генерал не превращаются.

Серебряный генерал, конь, копьё и пешка превращаются в золотого генерала. Чтобы не путать превращённых золотых генералов с непревращёнными, превращённые фигуры серебряного генерала, коня, копья и пешки имеют собственные названия и изображаются другими иероглифами, хотя по правилам ходов все эти фигуры — золотой генерал.

Ладья превращается в короля-дракона (Рю), который дополнительно к возможностям ладьи получает возможность ходить на одно поле по диагонали в любом направлении.

Слон превращается в коня-дракона (Ума), который дополнительно к возможностям слона может ходить на одно поле по вертикали или горизонтали в любом направлении.

При превращении фигура просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. Превращение однократно — однажды превращённую фигуру больше превращать нельзя.

Превращение обычно не обязательно: фигура может остаться прежней и быть превращена на одном из следующих ходов (по желанию игрока). Для превращения игрок обязательно должен сделать ход данной фигурой, причём начальное либо конечное поле хода должно быть в зоне превращения. Превращение обязательно, если после хода непревращённая фигура не имеет возможности более ходить по правилам — например, когда пешка достигает последней горизонтали или конь — предпоследней или последней горизонтали . Если превращённая фигура берётся противником, он может выставить её из резерва только как обычную (непревращённую), а превратить её разрешается только на следующем ходу.

Ценность фигур

В традиционных шахматах, есть известная формула ценности фигур: где за единицу измерения берётся пешка, и тогда конь и слон оцениваются в три, ладья – в пять, а ферзь – в девять пешек. И каждый шахматист в мире применяет эту формулу для определения материального преимущества, достижение которого – главная стратегическая задача в шахматной партии. В сёги материал не является таким же краеугольным камнем, как в шахматах.

Производя размены, всегда следует учитывать конкретную ситуацию на доске. В зависимости от степени укрепленности королевских крепостей, тактических возможностей и общего стратегического рисунка игры сила фигур в сёги может изменяться. Неоднозначность шкалы ценностей иллюстрируют и некоторые пословицы, сложенные об игре. Например: «Одна пешка ценнее тысячи золотых генералов», «Превращенный слон стоит трех генералов» или «В конце игры скорость важнее материала».

Тем не менее, несмотря на неоднозначность, материальный баланс является одним из важнейших критериев оценки позиции. Кодзи Танигава, 17-й Пожизненный Мейдзин, в книге «Как мыслить, чтобы выигрывать в сёги» предлагает следующую шкалу ценностей фигур:

Пешка – 1 балл;

Копье – 5;

Конь – 6;

Серебрянный генерал – 8;

Золотой генерал – 9;

Превращенный серебр. генерал – 9;

Превращенное копье – 10;

Превращенный конь – 10;

Превращенная пешка – 12;

Слон – 13;

Ладья – 15;

Превращенный слон – 15;

Превращенная ладья – 17.

Итог

В итоги мы имеем довольно не простую, и на мой взгляд, более интересную, экзотическую альтернативу Европейским шахматам.

Любителям логических игр очень советую, если вам удастся понять эту игру, вы получите от неё огромное удовольствие.

Если конечно сможете найти себе партнера, что довольна таки не просто)

Надеюсь информация, которую я собрал, была кому то интересна.

54
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

2 комментария к «Обзор Сёги при поддержки nastolkin.ru»

    Загружается
Чат