События BioShock Infinite в хронологическом порядке:
29 декабря 1890 года: Букер участвует в битве на Вундед-Ни, более известной как «Бойня на ручье Вундед-Ни». Отряд солдат готовится к разоружению индейцев, звучит случайный выстрел и начинается стрельба. В результате гибнет 25 американских солдат и 153 индейца, включая женщин и детей.
Не будучи в силах справиться с чувством вины, Букер становится жесток и кровожаден, из-за чего его выгоняют из сыскного Агентства Пинкертона. Букер решает смыть свои грехи и креститься.
В этот момент его решение создает две параллельные вселенные.
Концовка игры
После уничтожения башни Элизабет получает полный контроль над своими способностями — она становится всевидящей и всемогущей. Каждое решение, принятое тем или иным человеком, создает новые параллельные миры, которые развиваются в независимости друг от друга, и она видит одновременно их все.
Элизабет переносит себя, Букера и Songbird в «Восторг», фактически только для того, чтобы большое давление убило птицу и она прекратила преследовать девушку. После чего Элизабет показывает Букеру визуализацию мультивселенной — бесконечные выборы, создающие бесконечные вселенные, представленные маяками.
Но для их истории важен лишь один выбор — смог ли Букер простить себя и смыть свои грехи, посчитав себя святым человеком, которому теперь можно все, или же он решил научиться мириться с ними и отринул простой путь. Если верить Элизабет, то такие вселенные существуют парами и все проходят через одно и то же: все ДеУитты проигрывают Комстокам, все Элизабет уничтожают мир. Букер уже сотни раз пытался спасти Элизабет и сотни раз у него это не получалось — вспомните Лютисов в начале игры предлагающих бросить монетку — на доске записаны сотни одинаковых результатов.
Бросок монеты символизирует еще одну важную концепцию — важны только решения, а не случайности. Монета всегда будет падать одинаково, но если Букер решит ее не бросать (чего в игре сделать, кажется, нельзя, но все же), то монета не упадет вообще.
Соответственно, единственное отличие этой попытки спасти Элизабет в том, что Букеру все объяснили и все показали. Он понял, что он и есть Комсток, что он мог им стать. И единственный способ остановить Комстока во всех вселенных — позволить Элизабет из всех вселенных убить его после крещения, «задушить Комстока при рождении».
После того, как все Комстоки погибли, исчезли и все Элизабет, ведь никто больше не выкупал/похищал Анну, не отрезал ей мизинец и не наделял ее контролем над пространством и временем.
8 октября 1893 года: после титров Букер снова оказывается в своем офисе, а в кроватке лежит маленькая Анна.
Интересные факты
►Букер ДеУитт назван в честь Брайса ДеУитта, американского физика-теоретика, положившего основы современного трактования квантовой физики, схожие с теми, что представлены в игре.
►Когда Элизабет и Букер перемещались между параллельными мирами, они встречали убитых в другом мире людей, но живых в этом. Они являются «живым» примером знаменитого эксперимента «Кот Шредингера», который указывал на недостатки в первоначальных тезисах квантовой механики. Эксперимент (он никогда не проводился, нет смысла): запереть кошку в коробке с ампулой с ядовитым веществом. Если ампула разобьется — кошка погибнет. Так же в коробке находится крошечное количество радиоактивного вещества, столь небольшое, что за час может распасться только один атом. Если распадется, то сработает счетчик Гейгера и ампула разобьется, а кошка погибнет. При этом абсолютно невозможно теоритическими методами установить, когда атом распадется и распадется ли вообще. Соответственно, без прямого наблюдения нельзя узнать, жива кошка или нет. Получается, что без наблюдения кошка находится одновременно в дух состояниях «живом» и «мертвом» и лишь при прямом наблюдении (открытии коробки, сканировании и т.д.) наступает суперпозиция и два состояния сливается в одно. В игре при перемещении коллапс волновой функции происходит неверно и люди оказываются одновременно «живы и мертвы».
►При первой встрече с Букером, Элизабет бьет его книгой «Препятствия путешествий между измерениями» за авторством Р. Лютис, изданная в 1889 году.
Игра открывается цитатой из этой книги: «Разум подопытного будет отчаянно пытаться создать воспоминания там, где оных не будет…».
►Каждый раз когда Букер пытается вспомнить стертое воспоминание, у него идет кровь из носа и он рассказывает какую-то новую версию событий. На Элизабет и Лютисов перемещения, кажется, не влияют.
►В игре трижды показывают 1984 год — в первый раз, когда Элизабет открывает разрыв с видом на Эйфелеву башню и кинотеатр, в котором идет фильм Месть Джедая (La Revanche du Jedi, Revenge of the Jedi, первоначальное название «Возвращения Джедая»). Второй раз, Букер во сне видит, как дирижабли уничтожают Нью-Йорк. В третий раз он видит то же самое, но уже с комментариями постаревшей Элизабет.
►Когда блузка Элизабет порвется, можно увидеть, что под ней она носит корсет, в котором она ходит во второй половине игры. Этим можно объяснить скорость, с которой она переоделась — завязать корсет не так уж и просто, особенно одной. В начале XX века действительно были модны подобные корсеты, вспомните хотя бы «Титаник» Кемерона.
►В первых роликах игры Комсток выглядит гораздо моложе и у него нет бороды.
►Колумбия парит в воздухе благодаря тому, что фундаменты домов и островов сделаны из материала, который легче воздуха. Это не такая уж и ерунда, как может показаться. В опубликованной 28 февраля этого года статье «Solid carbon, springy and light» был описан и продемонстрирован так называемый графеновый аэрогель, плотность которого в семь раз меньше, чем у воздуха и всего в два раза больше, чем у водорода.
►Колумбия — это женская персонификация США, по аналогии с мужской — дядей Сэмом. Сейчас мало кто про нее вспоминает, но в XIX веке Колумбия была очень популярна.
Колумбия — зеркальное отражение Восторга. В Восторг мы погружались на батисфере, в Колумбию мы поднимаемся в капсуле. Обе игры начинаются в маяке, но в BioShock мы летим к нему на самолете, а в Infinite — плывем на лодке. Впервые мы видим города, погружаясь в батисфере и, соответственно, спускаясь на парашюте в капсуле.
►Если зайти в подсобку бара в трущобах, то Букер может сыграть на гитаре, а Элизабет пожалуется, что сама не умеет играть, но она может спеть. Она исполняет припев популярного христианского гимна «Will the Circle Be Unbroken?» (Разорвется ли порочный круг?). Поет действительно Кортни Дрепер, озвучивавшая Элизабет, а играет Трой Бейкер, озвучивавший Букера ДеУитта. Кен Левин изначально планировал использовать в игре вокал Кортни, а гитаристом взять профессионального музыканта, но Бейкер настоял и в итоге несколько месяцев подбирал правильный тон мелодии.
Текст припева:
By and by, by and by?
Is a better home awaiting
In the sky, in the sky?
Разорвется ли порочный круг
Понемногу, понемногу?
Ждет ли наш счастливый дом
В небесах, в небесах?
►Так же в игре по радио можно услышать кантри-версию этой песни «Can the Circle Be Unbroken (By and By)».
Лютисы
►Роберт и Розалинда — первые персонажи, которых вы увидите в игре, именно они везут Букера к маяку. Розалинда передает Букеру его шкатулку с вещами, удивляется, что Букер «не гребет» (т.е. не управляет событиями) и осуждает некий «эксперимент с мыслями» Роберта.
►Как неоднократно отмечалось в игре, они не близнецы в типичном понимании, а один и тот же человек из разных параллельных вселенных. Вся разница между ними – одна хромосома.
►Розалинду Лютис озвучивает Дженнифер Хейл, голос коммандера Шепарда, Бастилу Шан из Star Wars: Knights of the Old Republic и Сатель Шан из Star Wars: The Old Republic, Тришки из Bulletstorm, Наоми Хантер в MGS4 и многих других ваших любимых женских персонажей.
►Из дневников Лютесов можно узнать, что по началу они связывались друг с другом, изменяя состояния одной частицы, как азбукой Морзе.
►Букер 123 раза бросил монетку и 123 раза выпала решка.
Смысл убийства Букера и развязка замкнутого цикла
Суть убийства Букера была в том, чтобы уничтожить всякую вероятность появления Комстока. Вместе с ним исчезли все пространственно-временные парадоксы (Лютисы, Элизабет, разрывы и т.д.). Замкнутый цикл всегда решался по принципу: появление Комстока ВСЕГДА в конечном итоге приводит к тому, что его Элизабет убивает Букера до крещения. В итоге получается абсолютный парадокс: она уничтожает и возможность своего появления. Его решение? У Букера просто исчезает возможность принять крещение. Он всегда отказывается, всегда женится, всегда рождается Анна и они всегда живут вместе.
А сцена в самом конце в офисе черно-белая и прерывается так внезапно по одной причине: как и Кристофер Нолан в “Начале”, Кен Левин шутит над игроками, оставляет их в неведении, хочет, чтобы они сами разобрались, а сайты писали длинные тексты о его игре.